Живая история

        Несмотря на режим карантина, мы не оставляем надежды на то, что 13 июня 2020 года мероприятие «День исторической реконструкции» в Этнографическом музее народов Забайкалья всё-таки состоится. И нам удастся в полной мере показать и рассказать посетителям Этнографического музея об этой сфере жизни современного общества, увлекательном хобби и виде научной деятельности. А пока, хотелось бы предварить мероприятие серией небольших рассказов об исторической реконструкции.

Что такое историческая реконструкция?

        «Реконструкция» – это восстановление первоначального вида, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам.

        «Историческая реконструкция» — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. Историческая реконструкция — это еще и движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и глубокого изучения исследуемого вопроса.

        Реконструкторы (иногда применяется сленговое слово «реконы») — люди, занимающиеся воссозданием быта, ремёсел, традиций и боевого искусства конкретной эпохи конкретного государства. Реконструкторы исследуют исторические материалы об изготовлении оружия, одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготавливались. Исследуются и воссоздаются обычаи и нравы. Многие реконструкторы увлекаются военной историей, изготавливают себе доспехи и оружие и занимаются историческим фехтованием. Реконструкторы считают, что необходимо изучать и сохранять свою историю, традиции, обычаи и культуру. Помимо участия в ролевых мероприятиях, реконы изучают древние языки, быт и нравы, которые существовали в прошлом.

        Основные периоды, которые интересуют реконструкторов:

  • Античность;
  • Раннее Средневековье (VII—XI век);
  • Высокое Средневековье (XII—XIII века);
  • Позднее Средневековье (XIV—XV века);
  • Новое время (XVI—XVII века);
  • Наполеоновские войны;
  • Первая мировая война;
  • Вторая мировая война;
  • Война в Афганистане.

         Историческую реконструкцию делят на два направления: живую историю и турниры (бугурты).

        Живая история — это точное воссоздание повседневного быта людей определенной эпохи и конкретного региона какой-либо страны. Это целая научная дисциплина, которая существует в форме музеев живой истории и фестивалей живой истории. В живой истории важно абсолютно все, начиная от покроя, материалов и внешнего вида одежды, заканчивая аутентичными рецептами народной кухни восстанавливаемых времен. Это направление исторической реконструкции развито и очень популярно в Западной Европе, где существует множество «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен.

          Турниры или бугурты представляют собой соревнования спортивной направленности с той или иной степенью приближения к истории. Порою  даже реконструируются целые сражения прошлого или их части. Здесь основным является изучение и практическое применение военного искусства. Это очень грандиозное и зрелищное действо. В настоящий момент произошло размежевание турниров на «реконструкторские», с повышенными требованиями к историческому снаряжению и внешнему виду участников, с попытками использовать арсенал приёмов известных из средневековых книг по фехтованию (так называемых «фехтбухов»), и спортивные, где большее внимание уделяется физической подготовке и безопасности доспехов участников.

          Как правило, реконструкторы объединяются по интересам к той или иной эпохе. Объединения могут называться: «Клуб Исторической Реконструкции» (КИР), «Клуб Исторической Реконструкции и Фехтования» (КИРиФ) и «Военно-Исторический Клуб» (ВИК). Крупные клубы располагают собственными помещениями для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерскими и библиотеками. Численность клубов может быть самая разная – от 10 человек до сотен. Внутри клубов может существовать собственная иерархия, которая совпадает с системой иерархии того периода, который воссоздается. Например, структура раннесредневековой славянской дружины.

          Важной частью реконструкторской работы является участие в различных мероприятиях. Поездки на фестивали клубов исторической реконструкции, участие в ролевых играх и исторических походах это возможность проникнуться атмосферой и духом исторических эпох, получить яркие и незабываемые впечатления, пообщаться с единомышленниками и продемонстрировать свои костюмы и таланты. На фестивалях происходят турниры и балы, устраивается поселение или военный лагерь, где участники живут в обстановке выбранной для реконструкции эпохи, полностью воссоздавая одежду, быт, пищу и иногда жилища. На некоторых мероприятиях в жизнь и функционирование подобных посёлков включают и домашних животных, которые соответствуют эпохе. Часто поселения и фестивали существуют вместе, дополняя друг друга.

           Большой вклад в развитие движения исторической реконструкции в России вносит Российское военно-историческое общество. Традиционным для общества стало проведение четырех крупнейших ежегодных фестивалей:  «Гумбинненское сражение» под Гусевым Калининградской области, Крымский военно-исторический фестиваль, московский фестиваль «Времена и Эпохи» и знаменитый «День Бородина» в Можайском районе, посвященный знаменитому сражению Отечественной войны 1812 года. На каждом фестивале Российское военно-историческое общество представляет интерактивные площадки, на которых можно познакомиться с жизнью и бытом воинов, их обмундированием, образцами вооружения. Элементы воспроизводимых сражений максимально близки к исторической действительности — все реконструкции сопровождает научное консультирование специалистов Российского военно-исторического общества.

Елена Сметанина, «Военно-Исторический Клуб» «Каганат»