Конская упряж на веранде дома атамана

На веранде дома атамана вы можете увидеть яркую и красочную деталь конской упряжи – это дуга.

Дуга является характерной особенностью русской сбруи. Поступил этот предмет в фонды музея в 1988 году и с тех пор занимает почетное место в казачьей экспозиции. Дуга – часть конской упряжи. Представляет собой согнутый ствол черемухового куста (со слов владельца), стесан догладкой поверхности и полностью покрашен краской, чередуя синим, белым, коричневым цветами. К нижним концам дуги, т.е. конусам, прибиты с помощью гвоздей металлические пластины. На излучине, на петельке находится металлическое дужное кольцо для повода.

Лошади всегда играли важную роль в жизни человека, помогали при перевозке грузов, а также помогали достичь хороших результатов в сельском хозяйстве. Лошадь старались защитить от травм, поэтому и была придумана дуга. Она не только защищала лошадь от ударов, но и носила декоративную функцию – украшала упряжь. Самая ранняя археологическая находка образцов дуг для лошадей в России датируется XIV веком. 

В русской конской упряжи часто использовали дугу. Это устройство было призвано облегчить труд лошади. Благодаря дуге конструкция становилась более жесткой. И лошадь, которую запрягали, таким образом, не тянула повозку за собой, а толкала ее, что значительно облегчало ее труд. Дуга, соединявшаяся с другими элементами конской упряжи, защищала лошадь от ударов хомутом или оглоблями. Дуга удерживала гужи перпендикулярно по отношению к хомуту лошади, а также защищала животное от потертостей на боках и плечах. Поэтому правильная запряжка с хорошей упругой дугой представляет большое удобство для лошади.

Хорошая дуга должна была быть прочной, упругой и легкой. Благодаря упругости дуга играет роль амортизатора, смягчая толчки от неровностей дороги и рывков при трогании воза с места, не вызывая больших затрат энергии на амортизацию. В верхней части дуги имеется кольцо для повода от уздечки.

Размер дуги не был стандартным и всегда подбирался под лошадь. Размер дуги зависел от размера животного, а также размера и веса повозки, которую лошадь будет перевозить. Именно, поэтому под каждую лошадь изготавливали отдельную дугу. Для изготовления дуги выбирали прочное дерево: вяз, дуб, лещину. Заготовку необходимо было сделать ранней весной, пока деревья не успели набрать сок. Дугу распаривали в специальной парилке или бане, после чего помещали в дужный станок и при помощи лошадиной силы загибали, вбивая по загибу клинья. В загнутом состоянии изделие оставляли сушиться на несколько недель. И после этого заготовку можно было обрабатывать. Мастер отшлифовывал заготовку и наносил роспись или резьбу. 

Состоятельные люди на выезды приобретали резные богато декорированные дуги, чаще встречались геометрические и растительные орнаменты. Иногда дуги раскрашивали в разные цвета, особенно любили зеленый, синий, золотой, красный и черный цвет. 

При парадных выездах на дугу подвешивали колокольчики, расписывали и украшали лентами ярких цветов. А уж сколько русских песен написано, про звон колокольчиков на дуге. Например, романс «бубенцы», знаменитый романс «динь-динь-динь», «гай да-тройка» и многие другие. 

С интересным рассказом Ваш Этномузей.