Швейная машина – Дом Атамана

Сегодня в нашей рубрике «Музейная кладовая», вас ждет знакомство с предметомиз экспозиции дома станичного атамана. Этот предмет знаком всем, сейчас почти в каждой семье есть данное изобретение, которым умело, пользуются мамы, бабушки и тети – это швейная машина.

В экспозиции дома атамана стоит машинка швейная ручная, челночного стежка, на деревянной платформе в футляре. Машина окрашена черной краской и украшена золотистым цветочным орнаментом. Производство фирмы “Gritzner”. На заводском штампе изображение паука на паутине и надпись “Gritzner” вверху, “Durlach” внизу.

История создания швейных машин очень интересная и долгая… Вначале, конечно, была не швейная машина, а шило, которым древние женщины сшивали шкуры, а потом крючок, позже была игла с ушком и уже потом началась эра швейных машин.

Проект первой швейной машины предложил Леонардо до Винчи в XV веке, но он так и остался невостребованным. В XVIII веке немецкому изобретателю Карлу Вейзенталюудалось получить патент на машину, имитировавшую сшивание тканей вручную. Затем англичанин Томас Сентизобрел машину с ручным приводом для пошива сапог. При этом заготовки для сапог приходилось при шитье двигать руками. Французы пошли дальше и изобрели машину цепного переплетения из одной нити. Но все эти машины не получили широкого практического применения. Изобретателем швейной машинки с челноком стал американец Эллиас Хоу. Его швейная машинка работала со скоростью 300 стежков в минуту. Она тоже не была идеальной, но все-таки больше подходила для шитья. Машина была популярной, но очень часто ломалась. Промышленная революция, начавшаяся в XIX веке постепенно приводила к вытеснению ручного труда. Машины и механизмы, применяемые на заводах и фабриках, заменяли ремесленные мастерские. Задача рабочих состояла в обслуживании этих агрегатов. Все машины имеют свой срок эксплуатации, поэтому наряду с большими предприятиями стали появляется маленькие мастерские по обслуживанию и ремонту этих самых машин. В одной из таких мастерских работал инженером Исаак Зингер. Чьи швейные машинки до сих пор можно встретить в бабушек в домах и который приобрели огромную  популярность в России. Но мы сегодня поговорим о швейных машинах  «Gritzner», которые не приобрели такой популярности и известности в нашей стране, как их американские собратья. Но тем не менее, именно компания «Gritzner» была крупнейшим производителем швейных машин в Европе в начале XX в. Все началось в 1872 г. Предприниматель Максимилиан Грицнер открыл небольшой завод в немецком городе Дурлахе. Несмотря на пожар, полностью уничтоживший завод в 1881 г., его дело шло успешно. С  1874 по 1894 годы численность работников на его производстве увеличилась с 99 до 1432 человек. В 1891 г. компания обзавелась собственным литейным заводом. Это позволило расширить ассортимент товаров: паровые машины, насосы, велосипеды, а с 1903 г. и мотоциклы. Переходя на новые виды продукции, завод по-прежнему продолжал выпуск швейных машин. В 1900 г. была произведена миллионная швейная машина «Gritzner», а через восемь лет уже двухмиллионная.

Первая мировая война и тяжелые для немецкой экономики 1920-е годы не оказали серьезного влияния на завод в Дурлахе. Компания «Gritzner» пережила Вторую мировую войну, и лишь страшный пожар, уничтоживший завод в Дурлахе в 1955 г., положил конец известному немецкому бренду. В 1957 году «Gritzner» был поглощен своим конкурентом. Такая интересная история стоит за производством этих некогда знаменитых швейных машин.