Старинная фоторамка семьи Танских — коллекция Этнографического Музея

У каждого из нас есть дорогие сердцу моменты жизни, запечатленные на фотографиях, к которым хочется возвращаться, пересматривать и хранить. Поэтому сегодня речь пойдет о старинной фоторамке, принадлежавших семье Танских. Настольная фоторамка поступила в фонды этнографического музея в 1976 г.

Фоторамка изготовлена из металла, имеет прямоугольную форму, декорирована рельефным узором в нижней части образовывая завязанный бант. На тыльной стороне прикреплена поперечная планка с откидной подставкой. 

В XIX в. объективы были весьма далеки по совершенству от сегодняшних, а светочувствительность фотоэмульсии низкой, поэтому съемка требовала сильного освещения и долгой выдержки. Фотографы снимали студии со стеклянными потолками или использовали вспышки для дополнительного освещения.

Цены на фотографию были высокими, например, в Москве середины XIX века стоимость дагерротипа могла достигать среднего месячного жалования служащего. Поскольку фотосъемка была дорогим удовольствием и важным событием в жизни, на нее приходили целыми семьями и одевались в лучшие наряды.  

На старинных фотографиях люди не улыбаются, а выражения лиц и позы статичны, это связано с тем, что время экспозиции на первых фотографиях требовало 8 часовой выдержки, а с появлением дагерротипов сократилось до 15 минут, все это время фотографируемый объект должен был оставаться неподвижным. Поэтому не удивительно, что люди выбирали наиболее удобное положение тела и выражения лица. Для максимального удобства клиентов, фотографы использовали различные вспомогательные средства: удобные кресла с подлокотниками и специальные устройства (копфгалтеры) для фиксации головы. 

Не многие знают о том, что первым русским мастером, который в 1840 году открыл первый «художественный кабинет» был Алексей Греков, который овладел двумя способами создания фотографии калотипией (по методу Тальбота) и дагеротипией (по методу Дагера). В своем «художественном кабинете» Греков использовал дагерротипный аппарат собственной конструкции. Постепенно в России стали открываться фотоателье и издаваться тематические журналы по фотографии. Многие русские ученые и исследователи приобщались к фотоделу, появлялись фотографические общества и нередко российские фотографы становились лауреатами престижных премий и наград.