Головные уборы бурят в фондах ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья»

Д.А. Степанова, научный сотрудник ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья»

Бурятский традиционный костюм формировался в течение многих лет, и на его внешний образ оказали существенное влияние особенности природно-климатических, ландшафтных условий, мифорелигиозное мировоззрение, хозяйственно-культурная деятельность, а также тесный контакт с Монголией, Китаем и Россией.

Головной убор бурят выполнял множество функций: практическую, маркера социального статуса, эстетическую, апотропейную, этнодифференцирующую. Особенностью бурятских шапок является удобство, практичность, а также простота в изготовлении.

В коллекции Этнографического музея народов Забайкалья насчитывается 111 головных уборов, из них 57 единиц относятся к основному фонду и 54 единицы – к научно-вспомогательному.

В фондах музея представлены следующие типы головных уборов:

1. Юдэн – наиболее старинный цельнокроеный одношовный головной убор (шапка-капюшон), с наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею. Буряты шили ее из сукна черного или синего цвета, чаще всего встречалась у жителей степных районов (агинских, закаменских и джидинских бурят).

2. Хасабшатай малгай – традиционный цельнокроеный зимний головной убор с высокой тульей и наушниками. Верх шапки и наушники выкраивались из одного куска ткани. Перед шапки был неразрезанным, шов проходил по затылочной части. На лицевой и затылочной сторонах оставляли небольшие выступы, которые в теплую погоду заворачивались наверх вместе с наушниками. Подбивали шапку мехом рыси, выдры, мерлушки.

2.1. Тойробши малгай – традиционный цельнокроеный летний головной убор с высокой тульей и наушниками.

3. Татар малгай («татарская шапка», указывающее заимствование бурятами головного убора у татар) – шапка с круглым верхом и узкой меховой оторочкой по краю. Шапку шили из меха рыси, а также из лисьих камусов.

4. Шобогор малгай – островерхая шапка с вертикальной строчкой тульи. Шобогор малгай встречалась у бурят Селенгинского, Кяхтинского Джидинского районов. Шобогор малгай была обязательной для мальчика с пятилетнего возраста, если его собирались отдать в дацан. Настоятели дацанов носили шобогор малгай желтого цвета, наверху с узлом (угалза) в виде лотоса.

5. Бортого, биизга малгай – традиционный женский головной убор с круглым верхом и низкой тульей, в центре пришивали кружок картона, обшитый тканью, тулья обшивались позументом. На свадебных шапках вместо позумента пришивали цветы, листья из бархата, шелка, парчи, окрашенные перья.

6. Торсог малгай – женский головной убор с верхом из четырех клиньев, короткими наушниками и козырьком спереди и сзади. Носили торсог малгай забайкальские и тункинские буряты.

Дополнением к шапкам у буряток Забайкалья были украшения даруулга. Их надевали на голову с нарядной шапкой, обычно в теплое время года, на свадьбу или гулянья. Даруулга обычно шили из шелка, плиса и бархата, как правило, синего цвета на твердой основе (береста, картон), сверху нашивали бусы, кораллы с редкими вставками бирюзы, малахита, янтаря.

Головные уборы в трехъярусной вертикальной системе строения мира маркировали верхний мир (небо, звезды, солнце, птицы). В западнобурятском фольклоре они соотносились с небом, облаками. Боханские буряты пришивали на женские головные уборы сверху две монеты – символы солнца и луны (астральный культ). В качестве сакрального атрибута головные уборы выполняли защитную функцию – закрывания головного пробора. Ни одна замужняя женщина не могла показаться на людях с непокрытой головой, так как это могло осквернить все вокруг.

Материал для изготовления головных уборов во многом зависел от хозяйственных занятий отдельных групп бурят. Поначалу использовались подручные материалы, такие как овчина, пушной мех (песец, лиса, соболь и др.). Позже, с возникновением торговых связей, к материалам добавились кожа, шелк, парча, бархат, сукно, хлопчатобумажная ткань, украшения из камней, серебра и золота.

Говоря о головных уборах бурят в XVIII в., известный этнограф и путешественник того времени Иоганн Готлиб Георги подразделяет их не только по сезонам, но и по сословиям. О головном уборе знатных бурят он пишет: «А знатные между ними носят самые плоские китайские, с большой кистью и дорогой опушкою из мехов». В описании головных уборов дано важное по своей значимости сообщение, что зимняя шапка простых людей подобна тунгусской. «Летом большую часть головы не покрывают или же надевают небольшие красные суконные шапки с околышем. Зимою же простые люди носят, как тунгусы, шапки кожаные, сделанные из кож голов оленьих».

В головных уборах бурят, как и в одежде, нашло отражение социальное расслоение бурятского общества в XIX – начале XX вв. Покрой одежды был в основном единым. Главное отличие в одежде разных по имущественному положению слоев населения состояло в различии материалов, используемых для костюмов, и количестве частей одежды. Уже в XVII в. шапки зажиточных бурят отличались роскошью и добротностью. Головной убор бурят имел навершие или ленту, строго соответствующую имущественному и социальному положению владельца.

Простым улусным людям запрещалось носить одежду из каких-либо шелковых тканей и навершия на головных уборах: «Всем простым податным людям запретить носить шапки из плиса и различной русской и китайской хлопчатобумажной ткани. Их жены должны также поступать, как и их мужья». В этом же постановлении была введена мера наказания за несоблюдение предписаний: «Отбирать одежду и дэнзэ с камнем…. И наказать строго по закону». Социальные различия в костюме соблюдались и сохранялись до конца XIX – начала XX вв. и исчезли только после революции.

Головные уборы бурят в фондах Этнографического музея народов Забайкалья относятся к разным временным периодам, сословиям, функциональной принадлежности и материалам изготовления. Все они бережно хранятся с соблюдением правил хранения и часто экспонируются на выставках в музее.

Литература:

  1. Бурятский традиционный костюм / Буряад арадай хубсаhан- Улан-Удэ: Изд-во Принтлето, 2017. – 160 с: цв.ил.
  2. Бадмаева Р.Б. Бурятский народный костюм – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1987. – 142 с.
  3. Дагданова М.Б. Традиционный женский костюм западных бурят: дифференцированные функции: Дис. канд. ист. Наук. Улан-Удэ, 2005.
  4. Тугутов И.Е. Материальная культура бурят. Улан-Удэ, 1958. – 215 с.