Коллекция граммофонных пластинок Этнографического музея народов Забайкалья как отражение музыкальных предпочтений верхнеудинской интеллигенции конца XIX – начала XX вв

Е.Е. Бажеева, заведующий сектором учета ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья»

        Этнографический музей народов Забайкалья обладает обширной коллекцией граммофонных пластинок, собранных у жителей города Верхнеудинск. Данная коллекция дает возможность определить музыкальные предпочтения, сформировавшиеся в кругах  верхнеудинской интеллигенции, а также позволяет узнать о популярной музыке и исполнителях в Верхнеудинске в конце XIX – начале XX вв. В настоящее время в фондах Этнографического музея народов Забайкалья хранятся 739 граммофонных пластинок. Из них к коллекции основного фонда относятся 424 музейных предмета, а к научно-вспомогательному фонду – 315 предметов.  Формируя коллекцию старинных пластинок, научные сотрудники отбирали продукцию как зарубежных, так и отечественных производителей граммофонной записи XIX – XX вв. Граммофонные пластинки, которые хранятся в музее, в основном относятся к типичным музейным предметам, которые встречаются довольно часто в фондах других музеев. Но все же в нашем музее имеются и редкие записи в исполнении Н.В. Плевицкой, А.М. Давыдова, О.М. Камионского и А.М. Лабинского.

    Граммофонные пластинки, которые сохранились в фондах музея, имеют особое значение в качестве  источника информации, так как именно они отражают музыкальные предпочтения жителей Верхнеудинска. Судя по музейной коллекции, следует заметить, что музыкальный вкус верхнеудинской интеллигенции был разнообразен и многогранен. В коллекции музея можно встретить романсы, оперы, серенады, вальсы, дуэты, народные песни, пьесы, фокстроты, записи оркестров и хоров. Фонды музея располагают популярными и малоизвестными граммофонными записями, которые местные жители использовали в своей повседневной жизни.

    Из коллекции записей грампластинок можно выделить наиболее популярные и значимые музыкальные произведения конца XIX – начала XX вв. Их можно разделить по тематике на следующие группы:

  1. Музыкальные произведения в народном стиле. Такими произведениями интересовались многие жители Верхнеудинска. Среди коллекции граммофонных пластинок музея встречаются записи народных песен «Эй, вы залетные», «Соколики» в исполнении артиста Императорской  Мариинской оперы А.М. Давыдова, «Ноченька», «Вдоль по Питерской» –  артиста Мариинской оперы А.М. Лабинского, «Молчи, ямщик» – знаменитой исполнительницы русских песен Н.В. Плевицкой и др.
  2. Камерно-вокальная музыка с примесью русского фольклора. В эту группу мы можем отнести романсы, которые исполнялись на музыкальных домашних вечерах. В собрании музея встречаются романсы в  исполнении знаменитых артистов А.М. Давыдова, О.М. Камионского, А.М. Лабинского, А.Д. Вяльцевой – «Пара гнедых», «Прости небесное создание», «Не забуду той ночи я темной»,  «Спустилась ночь», «Дивные очи», «Слез довольно», «Я хочу, все хочу», «Зачем я влюбился», «Ночь светла» и др.
  3. «Городские песни» – произведения, которые появлялись из простых гитарных импровизаций на стихи поэтов, такие как «Вечерний звон», «Я помню чудное мгновенье», «Не забудь меня», «Во сне и наяву», «Отчего».
  4. Оперы и оперетты – музыкально-театральные произведения, основанные на синтезе музыки, сценического действия и слова. В коллекции граммофонных пластинок музея представлены русские и зарубежные оперы и оперетты. В фондах музея они являются одними из наиболее часто встречаемых произведений.  Можно выделить известные записи отечественных и зарубежных композиторов: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка» П.И. Чайковского, «Риголетто», «Трубадур», «Травиатта» Д. Верди, «Жидовка» Ф. Галеви,  «Паяцы», «Заза» Р. Леонкавалло, «Демон» А. Рубенштейна,   «Дубровский» Э.Ф. Направника, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Аскольдова могила» А.Н. Верстовского, «Садко» Н. Римского-Корсакова,  «Запорожец за Дунаем» украинского композитора С. Гулака-Артемовского, «Фауст» Ш. Гуно, «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха, арии из оперы «Жослен» Б. Годара.
  5. Духовная музыка, под которой подразумевается исполнение духовно-музыкальных произведений хорами a cappella с инструментальным сопровождением или без. В эту группу можно отнести граммофонные записи: “Иже Херувимы VII”  (музыка Бортнянского, исполняет духовный хор под управлением А.А. Пикмана), “Рождество твое, Христе  Боже Наш”, “Ис полла эти деспота”, “Многолетие” (исполняет трио с хором Киевского Софийского собора  под управлением  Я.С. Калишевского), “Величание Святителю Николаю” (исполняет А.И. Здиховский, протодиакон Московского Кафедрального Христа Спасителя  Собора с духовным хором  И.И. Юхова), “От юности моея” (исполняют А.И. Здиховский, М.С. Куржиямский, А.З. Рекунча), “Покаяние, отверзи мне” Бахметева (исполняет духовный хор  Мариинского театра под управлением Казаченко) и др. Также стоит отметить, что такие записи не самые распространенные в фондовой коллекции, и большая часть этих граммофонных пластинок принадлежит Михаилу Владимировичу и Екатерине Александровне Танским.
  6. Танцевальная музыка, т.е. музыкальные произведения, написанные специально для аккомпанемента танцам. В эту группу входят различные вальсы и его вариации, полонез, мазурка, полька, сегидилья, кадриль и другие танцы.  В собрании грампластинок имеются вальсы: «Вальс Невского», «На берегу моря», «Ночь светла», «Венский вальс» часть 1-2, вальс из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», вальс «Сказки венского леса» И. Штрауса, вальс «Лесная сказка» Беккера» и др. Среди записей также встречаются полонез Ф. Шопена, полонез Г.И. Вернявского, мазурка Г.И. Вернявского, мазурка из оперы «Евгений Онегин», “Ойра-ойра, полька (с пением)” (исполняет оркестр гармонии под управлением В.С. Варшавского), “Полька и камаринская” (соло на гармони исполняет Петр Невский), «Чешская полька», “Полька “Соловей” и др. Танцевальные произведения были чрезвычайно популярны на общественных балах и на скромных ученических или домашних вечерах.

Значительный интерес представляют граммофонные пластинки известных исполнителей конца XIX – начала XX вв., которые пользовались большой популярностью у верхнеудинской интеллигенции. Самыми популярными исполнителями песен, романсов и опер долгое время были Анастасия Вяльцева, Александр Давыдов, Иоаким Тартаков, Леонид Собинов, Оскар Камионский, Федор Шаляпин, И.Д. Жадин,   В.Р. Петров, А.М. Сибиряков, П.И. Никитина, М.А. Михайлов, А.М. Лабинский.  Также можно выделить записи признанных в России дирижёров – Э.Ф. Направника, И.О. Дунаевского, пианистов – С.И. Танеева, С.В. Рахманинова. Несмотря на удаленность Верхнеудинска от культурных и деловых центров Москвы и Санкт-Петербурга,  граммофонные записи добирались до города довольно быстро. Они продавались в местных лавках, их привозили из путешествий или командировок. Граммофонные пластинки были не только у городской интеллигенции, но и у простых жителей города. Грампластинки имели свое неповторимое звучание, и каждый житель Верхнеудинска старался приобрести самые известные записи и новинки популярных исполнителей. Стоит отметить, что музыкальные предпочтения горожан уездных городов были обусловлены влиянием столичных музыкальных новшеств, которые и определяли музыкальные вкусы. Условно их можно разделить на две группы: рабочий класс и городская интеллигенция. Музыкальные предпочтения рабочего класса были связаны с народным творчеством, а музыкальные вкусы городской интеллигенции были более ориентированы на столичные, например, камерно-вокальную музыку, оперы, танцевальную музыку и т.д.

В конце XIX – начале XX вв. произошел рост культурных запросов верхнеудинцев, что оказало значительное влияние на развитие культурной жизни города. Стали динамично развиваться центры культуры – библиотеки, учебные заведения и другие учреждения культуры.  Местная интеллигенция искала себя в чтении литературы, домашнем музицировании и рисовании, устраивались благотворительные вечера и балы с музыкальным сопровождением, как живой музыкой, так и граммофонной записью. Также стали набирать популярность музыкальные, литературные и театральные вечера, на которых актеры-любители и местные музыканты объединялись в кружки по интересам и занимались постановкой любительских спектаклей.

Благодаря имеющимся в музейном фонде граммофонным пластинкам мы можем познакомиться с музыкальными предпочтениями верхнеудинской интеллигенции конца XIX – начала XX вв. При помощи современных технологий появилась возможность оцифровать эти граммофонные записи и знакомить посетителей музея с музыкой, звучавшей в прошлые века в домах Верхнеудинска.

Литература и источники:

  1. Бажеева Е.Е. «Коллекция граммофонных пластинок Этнографического музея народов Забайкалья»/ Сборник статей «Мемориальное наследие в музеях в XXI в. Проблемы и перспективы актуализации и сохранения». – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2019. – 30 с.
  2. Коллекция граммофонных пластинок из фондов Этнографического музея народов Забайкалья.
  3.  http://baikalfund.ru/mediacache/e9367296-256f-4e7c-b050-90072db741fe.pdf