ПРИМЕНЕНИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ КАК МЕТОДА ВОССОЗДАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА БУРЯТ В ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ МУЗЕЕ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ

С.В. Бильдуева,

заместитель директора по научной работе

ГАУК РБ «Этнографический музей

народов Забайкалья», к.и.н.

В настоящее время основными методами сохранения и воссоздания музейных предметов, представляющих собой материальное наследие народов нашего региона, являются реставрация и реконструкция утраченных памятников.

Некоторые музейные предметы настолько сильно разрушены временем или неправильными условия хранения, что восстановить их реставрационными методами невозможно.

Сегодня сотрудники музеев в таких случаях применяют реконструкцию, которая позволяет путем сопоставления данных археологии, изобразительных, письменных источников, научных трудов воссоздать утраченный объект с максимальной степенью соответствия историческим образцам.

Одним из значений употребления термина «историческая реконструкция» является теоретическое или практическое восстановление внешнего вида и конструкции объекта, которое основано на его сохранившихся фрагментах, остатках и имеющейся исторической информации об этом объекте.

В Этнографическом музее народов Забайкалья в 2017 — 2018 годах была выполнена реконструкция традиционного праздничного костюма разных групп бурят — хори, сонголов, сартулов, хонгодоров, эхиритов и булагатов. В костюмные комплексы вошли и традиционные украшения.

Проведенная реконструкция стала возможной благодаря финансовым средствам из республиканского бюджета в рамках программы «Культура Бурятии» и средствам самого музея. Проект по реконструкции традиционного праздничного костюма бурят был поддержан Министерством культуры Республики Бурятия в целях реализации мероприятий по пополнению музейных коллекций государственных музеев.

Основным методом научного исследования при исторической реконструкции является анализ источников. Выводы, сделанные на основании анализа одного источника, будут малодостоверными. Таким образом, первым этапом в реализации данного проекта было изучение сотрудниками музея исторических источников по традиционным бурятским украшениям и одежде – вещественных (предметы из фондов Этнографического музея народов Забайкалья и Национального музея Республики Бурятия), изобразительных (иллюстрации в книгах, фотографии), письменных (научные монографии, статьи).

Следующим этапом было привлечение научных консультантов по проекту и мастеров по изготовлению традиционных костюмов и украшений. Было решено создать костюмные комплексы по типологиям, существующим в научной литературе, и имеющимся образцам в музеях, из тех же тканей, которые использовались ранее, по современным технологиям с применением технологий, известных во время бытования предмета. Костюмные комплексы изготавливались из шелка, бархата на хлопчатобумажной основе, чесучи, шились машинными швами, а некоторые детали, например тууза, изготавливались традиционно ручным плетением.

Научными консультантами выступили старший научный сотрудник Национального музея Республики Бурятия, хранитель коллекции бурятской традиционной одежды Любовь Левитина, заведующий музеем Бурятского театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова Ольга Шагланова, кандидат исторических наук, автор научных работ по женским украшениям восточных бурят, а также старший преподаватель кафедры металловедения и технологии обработки материалов Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Радна Санжитов, кандидат технических наук.

Для пошива костюмов была приглашена Дашима Гончикова, мастер по пошиву бурятских национальных костюмов из Агинского дома моды. Для изготовления украшений привлекли народных мастеров, известных ювелиров Александра Чинбата, Юрия Эрдынеева, Владимира Суворова, Ниму Будожапову, Зорикто Маркуева, Эдуарда Куклина. Они создали украшения разных групп бурят. Так, мастер из Национального центра художественных народных промыслов в Усть-Орде Эдуард Куклин создал женские украшения эхиритских и булагатских родов, Александр Чинбат – мужские и женские украшения хори бурят, Юрий Эрдынеев – мужские украшения сонголов, сартулов, эхиритов и булагатов.

Мастера подготовили эскизы своих работ, которые были согласованы и утверждены научными консультантами. Затем по этим эскизам были созданы костюмы и украшения.

При выполнении реконструкции традиционного бурятского костюма, были выявлены основные конструктивные особенности построения национального костюма, изготовления традиционных бурятских украшений.

При подготовке эскизов возникали некоторые проблемы по тому, как мог выглядеть головной убор той или иной группы бурят. Тогда сопоставлялись изобразительные источники с вещественными. Например, были трудности с женским головным убором хонгодоров. Отсутствовали исторические образцы в музеях Бурятии, фотографии. Сотрудники были вынуждены опираться только на устные пояснения швеи из Тункинского района, которая указала, что женщины носили шапки-шестиклинки.

В июне 2018 года на основе проведенной реконструкции традиционного праздничного костюма бурят в Этнографическом музее открылась выставка «Традиции вне времени», вызвавшая большой интерес не только у туристов, но и у жителей республики. На этой выставке представители разных групп бурят получили возможность увидеть, как должен выглядеть традиционный праздничный костюм. На выставке проводились лекции по бурятской традиционной одежде. В сентябре была организована ярмарка «Традиционный бурятский костюм», в которой приняли участие модельеры Игорь Сарапулов, ГАУК РБ «Республиканский центр народного творчества», ГБПОУ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья», салон современной трикотажной стилизованной бурятской одежды «Алан Гоа» и др. Посетители смогли узнать о различиях в традиционном костюме родовых групп бурят, увидели старинную традиционную одежду и украшения предбайкальских и забайкальских бурят, хранящиеся в музее, получили возможность приобрести бурятские традиционные и стилизованные костюмы.

Проведенная реконструкция позволила воссоздать традиционный праздничный костюм разных групп бурят — хори, сонголов, сартулов, хонгодоров, эхиритов и булагатов – и сохранить эти образцы народного костюма, являющиеся культурным наследием народа, для последующих поколений.

Таким образом, воссоздание исторического костюма — сложный и трудоемкий процесс, требующий знаний в области этнографии, материаловедения, конструирования и технологии изготовления одежды, а также знаний различных техник шитья и вышивки. Применение исторической реконструкции расширяет возможности музеев в экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Исторические реконструкции в сочетании с подлинными музейными предметами помогают сформировать образное представление об определенном явлении, позволяют создать аттрактивное музейное пространство, делающее экспозицию более выразительной и информативной.

Литература

С.В. Бильдуева «Опыт применения исторической реконструкции в деятельности Этнографического музея народов Забайкалья»//Труды Кяхтинского краеведческого музея имени академика В.А. Обручева и Бурятского республиканского отделения Русского географического общества. – Том XXI. – Материалы международной научно-практической конференции «Михновские чтения» (г. Кяхта, 29 сентября 2017 года), посвященной 150-летию П.С. Михно. — Улан-Удэ. – 2017. – С. 32 – 35.