Исторические особенности буддийской архитектуры Бурятии

В. Б. Дамбаева

специалист научно-экспозиционного отдела

ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья»

С древних времен религиозные постройки были самыми величественными и масштабными. Религиозные сооружения всегда выделялись из общего жилого фона и чаще всего служили ориентиром или архитектурной доминантой.

Со второй половины XVIII в. в степях Забайкалья наряду с улусами из групп войлочных юрт появляются первые культовые сооружения, связанные с проникновением буддизма, который стал впоследствии господствующей религией у бурят. Буддийские монастыри — дацаны — возводили буряты, овладевшие к тому времени приемами русского строительного мастерства.

Архитектура первых бурятских дацанов по объемно-пространственной композиции совершенно отличалась от образцов буддийского зодчества соседних стран (Монголии, Тибета). В ней принцип «мандала», древние религиозно-символические идеи, ведущие свое происхождение из родины буддизма — далекой Индии, самостоятельно и своеобразно переработаны бурятскими народными мастерами в архитектуру храма, в которой нашли отражение некоторые приемы и элементы русского церковного и монгольского культового зодчества [Минерт, с. 11].

В Бурятии буддийские храмы несли функцию не только религиозного центра, они олицетворяли оплот просвещения, медицины и образования. В Дацанских типографиях издавалось большое количество литературы (летописи, произведения народной словесности, буддийские сочинения), которые поступали в библиотеки дацанов, а также в личные фонды знатных и грамотных людей [Номогоева, с. 77].

В 1741 г. русское правительство признало буддизм и утвердило существование 11 дацанов (монастырей). Первоначально в Бурятии, как и в Монголии, в качестве храмов использовались войлочные юрты. Первые стационарные деревянные постройки были главными храмами (Цогчен-дуганами) Цонгольского (недалеко от пос. Мурочи; 1750) и Тамчинского или Гусиноозерского (1750) дацанов. Они представляли собой квадратные в плане многоколонные залы с пристройками с четырех сторон: через западную осуществлялся вход, в восточной хранились священные изображения. Над залом и каждой из пристроек возвышалась надстройка с пирамидальными кровлями с изломом. В надстройке над главным залом помещалось святилище сахюусана (Гения-хранителя), остальные были декоративными. Вокруг всего здания шла открытая обходная галерея. Вход осуществлялся через южное крыльцо с лестницами на три стороны. Многочисленные цогчен-дуганы 1760—1840-х гг. были сходного типа и часто точно повторяли первые образцы. Известный архитектор Л. К. Минерт отмечал, что на создателей первых бурятских деревянных стационарных храмов оказали влияние мандалы — сакральные геометризированные схемы Вселенной с изображениями божеств и иных обителей. Изображенные на мандалах порталы, как бы положенные на плоскость, были, вероятно, осмыслены строителями как отдельные объемы, и в результате получились крестообразные здания. Кроме того, нельзя отрицать и прямое влияние облика тибетских построек. Они были известны не только по многочисленным изображениям, но и по личным впечатлениям: заказчики первых двух дуганов – ламы Жамба Ахалдаев и Дамба Даржа Заяев — совершали паломничества в Тибет. 

В 1853 г. было утверждено Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири. Данное положение запрещало строительство новых дацанов, однако позволило сконцентрироваться на реконструкции и перестройке уже существующих 34 монастырских комплексов. В этот период бурятские храмы окончательно приобретают облик, характерный для буддистских храмов Тибета и Монголии, теряя узнаваемые черты русской храмовой архитектуры. Этот подход отражает новый этап развития бурятского буддизма, рост знаний и непосредственных контактов лам с Тибетом. К тому же окончательно сформировался круг мастеров-бурят. Кроме того, началось широкое строительство каменных зданий, которые было проще уподоблять каменным тибетским образцам. Наконец, деревянные многоглавые храмы устарели не только морально (как совсем не похожие на тибетские и монгольские), но и физически. Стали очевидны изъяны их конструкции — неудобство отопления из-за большой поверхности стен и уязвимость для воды из-за сложной конфигурации кровель.

Основным строительным материалом бурятских дацанов было дерево. Анинский дацан стал первым из известных бурятских храмов, построенных из камня. По тибетской традиции над входом на фасаде храма традиционно устанавливают символ Колеса Дхармы в окружении двух газелей, в виде медных позолоченных изваяний – хурдэ, или чойж хорол. По фризу располагаются золоченые блестящие круглые зеркала – толи, а также могли в качестве декоративного элемента присутствовать мани– надписи мантры Авалокитешвары.

Во второй половине XIX века появился новый вид дугана, существенно отличающийся от первых образцов. Для архитектуры нового типа характерны: план, близкий к квадрату, здания строятся в виде ступенчатой пирамиды с галереями и колоннадами на верхних этажах, яркая полихромия, крыша китайского типа с поднятыми углами. Крыша с загнутыми вверх углами стала чертой, отличающей культовое сооружение от обычного здания. Главное здание Цокчен-дугана (цокчен-дацан) – «дом всеобщего собрания», его интерьер – это чаще всего зал с рядом колонн. Применялся богатый декор, в основном тибетского типа.

В каждом дацане строились сумэ (иногда до двух десятков), посвященные отдельным божествам буддийской веры. Субурганы были связаны с важными событиями дацана. На сооружение субургана не требовалось специального разрешения российского правительства. Здания ориентировались по сторонам света. Цокчен-дуган строился в центре двора, сумэ и дуганы располагались вокруг него.

Главные ворота (богдойн-халга) дацана располагались на южной стороне ограды. В западной, восточной и северной стенах могли быть калитки. Главные ворота (священные ворота) открывались в особо торжественных случаях. В остальное время в ограду дацана входили через калитки. Мощёная дорожка от главных ворот до Цокчен-дугана называлась «священный путь». В целом архитектура дацана символизировала божественное тело Будды.

Говорить о том, что в Забайкалье был сформирован исконно тибетский или китайский стиль на наш взгляд не совсем правильно, буддийские храмы воплощали в строительстве синкретизм стилей и образов. Запрет на строительство новых буддийских храмов сосредоточил внимание буддийского духовенства на уже существующих дацанах. В стремлении видоизменить храмы, сделать их более величественными и объемными, отражается желание буддийского духовенства упрочить свои позиции в глазах бурятского населения. А также стремление забайкальских лам показать в своих постройках отличительные особенности храмов Восточной Сибири, несмотря на порой явные заимствования архитектуры соседних стран.

Монастыри через буддийское духовенство являлись своеобразным символом культуры и образования бурятского народа. Помощь в строительстве буддийских храмов воспринималась бурятами как нечто, приносящее пользу в эту и последующие жизни. Строительство буддийских монастырей по «Положению 1853 г.» требовало от буддийской общины соблюдения строгих правил. Казалось бы развитие буддийских храмов в этот момент должно было сойти на нет, однако буддийские монастыри к концу XIX в. подают прошения на предмет их исправления. Очевидно, что этим архитектурным изменениям подверглись большинство буддийских храмов в кон. XIX – нач. XX вв.

Литература.

  1. Т.И. Барданова. Декор в архитектуре бурятских буддийских храмов / Т.И. Барданова. – Улан-Удэ: Типография Буддийского университета «Даши Чойнхорлин», 2007. – 126 с.
  2. К.М. Герасимова. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков / К. М. Герасимова. – Улан-Удэ: [б.и.], 1957. – 159 с.
  3. Л.К. Минерт. Памятники архитектуры Бурятии / Л.К. Минерт. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1983. – 189 с.
  4. В.В. Номогоева. Бурятский буддизм: традиции просвещения и советская власть / В.В. Номогоева // Власть. – 2010. – № 7. – С. 77-80.

Интернет источники:

http://irkipedia.ru/content/buryaty_arhitektura_i_izobrazitelnoe_iskusstvo

https://mostinfo.su/6687-arhitektura-buryatskih-dacanov.html

http://soyol.ru/buddhism-art/buddism_art_applied/704/