История музея

Из истории Этнографического музея народов Забайкалья

Этнографический музей народов Забайкалья – единственный в Республике Бурятия музей под открытым небом паркового типа – относится к так называемым музеям – скансенам, на территорию которых перевезены с мест традиционного бытования и восстановлены историко-архитектурные памятники. История музея ведет начало с 1968 г., когда Приказом Министра культуры Бурятской АССР № 201 от 19.08.1968 г. был организован «этнографический музей-заповедник культуры и быта народов Забайкалья». Этим же приказом с 1 января 1969 г. в введение Этнографического музея были переданы «все памятники истории и культуры республики и производственная группа охраны памятников Министерства культуры Бурятской АССР».

В том же 1969 г. решением заседания исполкома Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся Министерству культуры Бурятской АССР был отведен «дополнительный земельный участок площадью 25,0 га в Железнодорожном районе на Верхней Березовке, западнее территории коллективных садов ЛВРЗ, под размещение этнографического музея-заповедника культуры и быта народов Забайкалья с прилегающей зоной массового отдыха». Генеральный план музея заповедника, проекты инженерных сетей и благоустройства территории музея были составлены институтом «Бургражданпроект». Генеральный план застройки музея был рассмотрен и одобрен  в мае 1974 г. на заседании комиссии под руководством председателя Совета министров Бурятской АССР Н.Б. Пивоварова.

Николай Буинович Пивоваров, видный общественный и государственный деятель, внесший большой вклад в развитие экономики и культуры Республики Бурятия, явился одним из инициаторов создания Этнографического музея под открытым небом. В 1967 г.  Н.Б. Пивоваров, будучи в должности Председателя Совета Министров Бурятской АССР,  в составе делегации Верховного Совета СССР посетил Всемирную выставку «Экспо-67» в Канаде, г. Монреаль, где обратил внимание на экспозицию музея под открытым небом, отражающую быт и культуру малых народов Северной Америки и Канады.  Вернувшись на родину, Н.Б. Пивоваров через Министерство культуры РСФСР, СССР добился разрешения на организацию строительства Этнографического музея в пригороде г. Улан-Удэ и привлек к своей идее известных ученых Сибирского отделения и Бурятского филиала Академии наук СССР.

В создании и организации музея самое активное участие принял Герой социалистического труда, лауреат государственных премий СССР, академик Алексей Павлович Окладников. Будучи директором института истории, филологии и философии Сибирского отделения академии наук СССР, Алексей Павлович постоянно публиковал положительные отзывы о создаваемом Этнографическом музее, единственном в то время на востоке страны, в различных изданиях и принимал участие в подготовке и подборе специалистов, а также давал высокую оценку музею в различных выступлениях на радио и телевидении.  В частности он писал о том, что экспонаты музея дают правильное этнографическое представление о Сибири и что забайкальский музей служит этнографическим эталоном, от которого будут отталкиваться при изучении народов Сибири. А.П. Окладников во время полевых работ в Бурятии и Монголии посещал музей, решал на высоком уровне вопросы его развития, интересовался научными планами, давал консультации, предлагал к перевозу конкретные памятники.

Ведущая роль в организации Этнографического музея и создании его экспозиций принадлежит научным сотрудникам Бурятского филиала Академии наук СССР. Сотрудники филиала (историки, этнографы, археологи) принимали непосредственное участие в сборе экспонатов, разработке и осуществлении экспозиционных проектов. Ученые Евгений Михайлович Залкинд, Тарас Максимович Михайлов, Клара Доржиевна Басаева, Ксения Максимовна Герасимова, Прокопий Батюрович Коновалов, Евгения Алексеевна Хамзина, Александр Сергеевич Шубин принимали самое активное участие в разработке научной концепции музея и участвовали в его создании.

Большой вклад в развитие формирующегося музея внесла Клара Доржиевна Басаева. Во время экспедиции в Закаменском районе в с. Далахай она нашла уникальную бурятскую юрту, которая впоследствии была перевезена в музей. К.Д. Басаева длительное время являлась консультантом музея в области этнографии. Под ее руководством получил развитие Бурятский комплекс.

Также активно участвовал в создании музея Тарас Максимович Михайлов, который выезжал в экспедиции по Бурятии и Иркутской области совместно с директором музея Семеном Романовичем Хомосовым и выявлял уникальные памятники деревянного зодчества, которые впоследствии были перевезены в музей. Т.М. Михайлов оказывал сотрудникам музея научно-методическую помощь при разработке различных этнографических материалов.

Главным консультантом по созданию культовых экспозиций в музее была Ксения Максимовна Герасимова. Под ее научным руководством был обследован и перевезен в музей дуган «Деважин» из Тамчинского дацана.

Археологи  Евгения Алексеевна Хамзина и Прокопий Батюрович Коновалов оказывали научно-методическую помощь в создании археологического комплекса музея, заведующим которого был Алексей Васильевич Тиваненко. А.В. Тиваненко на протяжении многих лет планомерно перевозил в музей и восстанавливал наиболее типичные и различные по времени памятники древней культуры. Им перевезены и восстановлены плиточные могилы, «оленный» и «сторожевой» камни, фрагменты скал с древними красочными рисунками и петроглифами. Продолжила работу по созданию комплекса археолог Лариса Геннадьевна Ярославцева, которая перевезла и восстановила херексуры Забайкалья эпохи бронзы.

В создании Эвенкийского комплекса большую помощь оказал Александр Сергеевич Шубин. Под его руководством работала научный сотрудник музея, заслуженный работник культуры Республики Бурятия Тамара Владимировна Гурка, внесшая большой вклад в развитие комплекса и формирование фондовых коллекций. Она побывала в экспедициях по сбору материала в северных районах Бурятии, в Забайкальском и Красноярском крае. Т.В. Гурка является автором и создателем Эвенкийского комплекса.

Практически с периода основания музея начинаются работы по выявлению, обследованию и переносу на отведенную под Этнографический музей территорию на Верхней Березовке недвижимых памятников народного зодчества из Республики Бурятия и Иркутской области, характерных для нашего края в XIX – начале XX вв. Были организованы крупные экспедиции с целью комплектования фондов музея, которые сейчас насчитывают около 18 тысяч единиц хранения.

Открытие музея было приурочено к 50-летию образования Бурятской АССР. Музей был открыт для посетителей 6 июля 1973 года.

На сегодняшний день в музее функционируют 6 экспозиционных комплексов, где представлена традиционная культура и быт народов, издавна населяющих Забайкалье (эвенков, сойотов, забайкальских и предбайкальских бурят, русских старожилов, казаков, старообрядцев), а также археологический комплекс, где экспонируются уникальные археологические памятники  (жилище хунну, шатровые и плиточные могилы, курганные захоронения – херексуры и др.), и городской комплекс  «Старый Верхнеудинск», в котором сосредоточены недвижимые памятники г. Улан-Удэ XIX – начала XX вв. с восстановленным внутри типичным интерьером.

Каждый комплекс по-своему уникален и интересен. Единый ансамбль под открытым небом вкупе с природным ландшафтом создают подлинную и многообразную картину жизни и быта эвенков, сойотов, бурят и русских XIX – начала XX вв. Экспонаты показаны в подлинной среде их бытования и типичном окружении, хотя и перевезены сюда из разных мест.

Со дня открытия Этнографический музей пользуется огромной популярностью у населения республики и ее гостей. Интерес к музею не ослабевает с течением времени. Создание новых экспозиций, выставок, организация фольклорных праздников, массовых мероприятий, анимационных программ и, наконец, всеми любимый «Уголок живой природы», открытый в 1976 году – все это привлекает посетителей разных возрастных и социальных групп.

Сегодня Этнографический музей народов Забайкалья занимает важное место в культурном пространстве Бурятии. Он является хранителем культуры края, местом встречи и взаимообогащения ушедших и современных культур, где каждый посетитель сможет не только окунуться в атмосферу прошлого, но и попробовать свои силы в национальных видах спорта, принять участие в анимационных экскурсиях, просто провести отдых с семьей на свежем воздухе. Музей становится уникальным по своей универсальности и общедоступности узлом культурных коммуникаций с должным уровнем предоставления музейных услуг.

С.В. Бильдуева